Закажите обратный звонок


    Оценка труда вместо аттестации

    С 1 января 2014 года строительным компаниям больше не нужно проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Ее заменила специальная оценка условий труда.

    Поправки связаны с вступлением в силу с 1 января 2014 года Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

    Специальная оценка условий труда на рабочем месте, как и аттестация рабочих мест по условиям труда, проводится не реже чем один раз в пять лет ( п. 4 ст. 8 закона № 426-ФЗ). По результатам проведения оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. По степени вредности или опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия труда (3-й класс), в свою очередь, делятся на следующие подклассы: 1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени) – условия труда, при которых увеличивается риск повреждения здоровья; 2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени) – условия труда, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет); 3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени) – условия труда, воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности; 4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4-й степени) – условия труда, способные привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности. Опасными (4-й класс) являются условия труда, при которых на работника оказывают влияние вредные или опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

    Влияние на тарифы дополнительных взносов

    Скажутся изменения и на размере дополнительных тарифов пенсионных взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». С 1 января 2015 года в зависимости от установленного класса условий труда будут применяться соответствующие тарифы взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии. Что это означает на практике? Допустим, у строительной организации до принятия рассматриваемых нововведений срок действия аттестации рабочих мест истек. Тогда с 1 января 2015 года, если у организации есть работники, перечень должностей и профессий которых приведен в Списке № 1, она будет платить с зарплаты таких работников дополнительные пенсионные взносы по тарифу 9 процентов ( п. 1 ст. 33.2 закона № 167-ФЗ). А если проведет оценку труда, то 8 процентов. › |
    › | Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
      Впрочем, для применения дополнительных тарифов специальную оценку условий труда можно пока не проводить. Результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест по условиям труда действительны до окончания срока их действия, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. С 1 января 2014 года при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2014 года, признаны вредными или опасными, применяются тарифы, установленные в пункте 1 статьи 33.2 закона № 167-ФЗ.

    Величину взносов можно уменьшить

    У организаций появилась возможность регулировать размер дополнительных пенсионных взносов. Пунктом 6 статьи 14 закона № 426-ФЗ установлено, что в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты класс (подкласс) условий труда может быть снижен. Кроме того, по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора по местонахождению соответствующих рабочих мест допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень ( п. 7 ст. 14 закона № 426-ФЗ).

    Новшества скажутся и на работниках

    Что же касается работников, то в льготный стаж, дающий право на досрочную пенсию, после 1 января 2013 года засчитывается работа при условии начисления и уплаты работодателем дополнительных страховых взносов. При этом условия назначения досрочной трудовой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствовал вредному или опасному классу, установленному по результатам специальной оценки условий труда ( п. 3 ст. 10 закона № 421-ФЗ, п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Как видим, значение уплаты работодателем дополнительных страховых взносов и персонифицированного учета для назначения льготной пенсии возрастает.

    Переходный период

    Законом № 426-ФЗ предусмотрен период для перехода от механизма проведения аттестации к проведению оценки условий труда. Организации, имеющие аккредитацию на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них аттестатов, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно ( п. 1 ст. 27 закона № 426-ФЗ). То есть им дается пять лет на ведение работы в ранее действовавшем порядке. Фирмы, у которых срок действия аттестатов аккредитации истекает в 2014 году, вправе проводить специальную оценку условий труда до 31 декабря 2014 года включительно. Как уже отмечалось, если в отношении рабочих мест была проведена их аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда может не выполняться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев внеплановой оценки, указанных в пункте 1 статьи 17 закона № 426-ФЗ. Назовем их. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться, в частности, в следующих случаях:
    • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
    • получение работодателем предписания государственного инспектора труда в связи с выявленными нарушениями;
    • изменение технологического процесса;
    • изменение состава применяемых материалов или сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников;
    • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
    • происшедший на рабочем месте несчастный случай.
    Специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года ( п. 6 ст. 10 закона № 426-ФЗ).

    Ответственность усилена

    С 1 января 2015 года вступает в силу статья 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно данной статье, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа:
    • на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.;
    • на юридических лиц – в размере от 60 000 до 80 000 руб.
    Ужесточение мер ответственности вызвано в том числе высокой травмоопасностью в строительстве (543 погибших за 11 месяцев 2013 года). В жилищном и коммунальном хозяйстве за тот же период погибли 36 человек. Одна из причин высокого уровня травматизма заключается в том, что действующие правила охраны труда устарели, а новых пока нет. В связи с этим в 2014 году Минтруд России в первоочередном порядке приступает к разработке правил по охране труда в строительстве. Строгая регламентация и соблюдение установленных правил позволят уменьшить число производственных травм и профессиональных заболеваний, а также снизить количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.
    Важно запомнить Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет ( п. 4 ст. 8 закона № 426-ФЗ). По ее результатам устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. По степени вредности или опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
    Источник: журнал «Учет в строительстве»

    Комментарии

    Комментарии:

    НашиDemoконтакты
      • Местонахождение

        пр. Обуховской Обороны д.112 к.2 лит 3 бизнес-центр Вант, офис 117, ближайшее метро: «Пролетарская»
        190000, Санкт-Петербург

        8 (812) 703-90-92
        contact@uchet-n.ru

        Наши сети

      • Свяжитесь с нами




      Яндекс.Метрика